Воскресенье, 28.04.2024, 17:01
Приветствую Вас, Гость



Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.  

Артур Шопенгауэр       

    «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.                  Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Формирование навыков здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий является моим приоритетным направлением. Я начала работать над темой  «Использование здоровьесберегающих технологий при формировании ключевых компетенций младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности »   Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укрепле­нию здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образователь­ной среды и условия жизни ребенка, воз­действующие на здоровье.        

      Целъ здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные  технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.  Мною была составлена программа деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся:  

  •  систематически проводить мониторинги динамики здоровья и психофизического состояния учащихся;  
  •  выявлять потребности и определять способности каждого ребёнка в области физической культуры;  
  •  формировать у учащихся и родителей осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержанию нормативного (базисного) здоровья средствами физической культуры;  
  •  реализовывать интересы учащихся, запросы родителей в сфере физической культуры и средств оздоровления;  
  •  внедрять методические рекомендации, индивидуальные программы по коррекции здоровья для каждого учащегося.  

    В 2009 учебном году я набрала 1 класс в количестве 17 человек. Изучение уровня здоровья детей показало, что практически здоровы 8 человек – 47%.   6 человек имеют  2 группу здоровья - 41%(тонзиллит, плоскостопие, дисбактериоз, логоневроз, нарушение осанки .) 2 человека имеют 3 группу здоровья – 11%(хронический тонзиллит, анемия, алалия). Один ребёнок-инвалид детства (врождённый порок сердца). Пять человек имеют нарушения речи. Кроме этих заболеваний, результаты анкетирования родителей показали, что 40% опрошенных имеют другие проблемы, связанные со здоровьем. Из имеющихся заболеваний чаще всего указывали на такие, как острые респираторно-вирусные инфекции, частые головные боли, повышенную утомляемость, аллергию и заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушение осанки и зрения. В начале сентября я провела тест готовности детей к школьному обучению (экспертная оценка родителей и педагогов), который показал, что 15% детей не готовы к школьному обучению. Так же в сентябре было проведёно обследование на определение направленного развития статической выносливости и физического развития первоклассников, (рост, вес, обхват грудной клетки, размер головы). Подобное обследование  проводилось в начале и в конце года с целью определения уровня физического развития детей. При поступлении в школу определённые трудности возникают у всех первоклассников, но они преодолимы, если у ребёнка нет проблем со здоровьем. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Анализ этих данных, желание решить возникшие проблемы, подтолкнуло меня к применению здоровьесберегающих технологий, которые  гарантируют сохранение и увеличение жизненных сил каждому конкретному учащемуся с учётом всей уникальной совокупности только ему присущих индивидуальных характеристик.      

В своей работе я  обучаю детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ)  

  •   профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;  
  •  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;  
  •  прививаю детям элементарные навыки (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.);  
  •  через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и раз­вития  использую физкультминутки и подвижные перемены; мы проветриваем и делаем влажную уборку помещений;  
  •  использую функциональную музыку; ви­таминотерапию (по-моему совету, родители осуществляли двухнедельный курс витаминизации каждую четверть)  
  •  я чередую занятия с высокой и низкой двигательной активностью;  
  •  специально организую двигательную активность ребенка (занятия оздо­ровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное раз­витие основ двигательных навыков);  
  •  провожу реабилитационные мероприятия (лечебная физкультура,  психогимнастика, тренинги);  
  •  организую массовые оздоровительные мероприятия (спортивно-оздоровительные праздники, тематичес­кие праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.)  

     Работаю с семьей: пропагандирую здоровый образ жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родитель­ском лектории; провожу тесты «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?», «В хорошей ли вы форме?», «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?»); Обмениваюсь опытом со своими коллегами: принимаю активное участие в методической работе школы - провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия: «Праздник здоровья», «Да здравствует, Спортландия!» (размещён на школьном сайте http://sovhoznajaschool.68edu.ru.), «К нам приехал Мойдодыр!»; выступаю с докладами «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий»; посещаю открытые уроки и внеклассные мероприятия у коллег; выступаю на педсоветах, совещаниях при директоре и завуче, на  методсоветах. Используемые мной  приёмы, способствуют воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими необходимости заботы о своём здоровье.      

    Опираясь на идеи педагогики оздоровления и в целях развития познавательного интереса, провожу нестандартные уроки:    

Уроки – игры    

Уроки – дискуссии    

Уроки – соревнования    

Театрализованные уроки    

Уроки – консультации    

Уроки с групповыми формами работы    

Уроки взаимообучения учащихся    

Уроки творчества    

Уроки -  аукционы    

Уроки – конкурсы    

Уроки – обобщения    

Уроки – фантазии    

Уроки – концерты    

Уроки – экскурсии

     Для эффективного использования времени учащихся и своего,  как учителя, применяю разнообразные образовательные и инновационные педагогические технологии: ценностно-ориентирующие (социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры); адаптивные (технология разноуровневого обучения); имитационная (моделирующая) технологию творческого развития личности; здоровьесберегающую, технологию критического мышления, ИКТ, игровую, проблемную. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, наиболее эффективными я считаю здоровьесберегающие, проблемные, игровые технологии. При организации учебной деятельности использую проблемный подход, ситуацию успеха, элементы развивающего обучения, тестовый контроль. Применяю «комментируемое управление», опорные схемы. В целях рациональной организации учебно-познавательной деятельности осуществляю разноуровневое обучение.       

     С целью учёта образовательных потребностей детей провожу диагностику, анкетирование. В первом классе провожу стартовую диагностику по оценке психофизической, интеллектуальной, личностной, социальной зрелости, эмоционального состояния первоклассников (тестирование: Ф Гуденаф «Рисунок человека», А Эткинда «Домики», Д.Б.Эльконина «Образец и карандаш», «Первая буква»). Каждую четверть провожу диагностику качества знаний по предметам. Отслеживаю индивидуальный уровень развития каждого ученика. Провожу анкетирование учащихся по темам: «Довольны ли вы собой?», «Скажи кто твой друг?..» «Кто ты сова или жаворонок?». В классе имеется картотека на каждого учащегося с указанием его физического состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе. На основе полученных результатов планирую работу с детьми. В результате происходит трансформация содержания материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся.        

     Применение комплекса мер по оздоровлению учащихся дало положительный результат. За четыре года уровень общей заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) снизился на 20%, количество часто болеющих на 6% , а качество знаний по основным предметам улучшилось.      

     Всё это подтверждает, что использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению здоровья детей, развитию их ключевых  компетенций.       Динамика качества знаний при 100% успеваемости.

   
                            2010                       2011


математика             73%                        76%
русский язык          64%                        65%
чтение                   87%                        90%


окружающий мир    94%                        100%


           С целью повышения самообразования изучаю документы Минобразования РФ, методическую литературу: «Начальную школу», «Педсовет-комплект» и др., регулярно прохожу обучение на курсах ТОИПКРО, последние в 2011 году «Использование ИКТ в профессиональной деятельности». Прошла обучение по программе Intel «Обучение для будущего» - «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века». На протяжении трёх лет являюсь руководителем методического объединения начальных классов. 

  2009 г - благодарность за подготовку к юбилею школы.

2009 г - руководитель МО начальных классов.  

2010 г - выступление на педсовете "Воспитательная система класса"

2010 г - открытый урок Э.Н.Успенский "Чебурашка"

2010 г -выступление на методическом семинаре "Портфолио ученика, как средство оценки достижений".

2010 г - организатор в аудитории на международном исследовании PIRLS И TIMSS.

2010 г - организатор в аудитории на экзаменах ГИА в 9 классах.

2010 г - выступление на совещании при директоре "Анализ проверки техники чтения в начальных классах".

2010 г - руководитель творческой группы ОРКСЭ.

2011 г -выступление на совещании "Итоги проверки техники чтения в начальных классах".

2011 г - участие в конкурсе рабочих программ по ФГОСТ второго поколения 1 класс "Планета Знаний".

2011 г - общественный наблюдатель на ГИА в 9 классах.

2011 г -выступление на совещании при директоре "Работа с одарёнными детьми".

2011 г - открытый урок по окружающему миру "Что такое Бенилюкс"?

2011 г - победа в межшкольном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года".

Ежегодно я являюсь организатором в аудитории во Всероссийских конкурсах "Кенгуру", Медвежонок", "Спасатели", "КИТ", "Инфознайка", "Человек и природа".

2011 г - открытый урок по окружающему миру "Наше питание. Пищеварительная система".

    Имею благодарности от оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок». В 2010 году была награждена сертификатом за участие в конкурсе методических разработок с использованием учебника как средства обучения «Мой навигатор на уроке». Принимала участие в III Региональном конкурсе медиаресурсов. В 2011 году стала участницей Всероссийского конкурса «Лучший IT учитель России» и награждена благодарностью за высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников.      

   Обобщая опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий обучения, можно отметить следующие параметры результативности:    

  • Снижение заболеваемости среди  обучающихся;
  •  Повышение качества обучаемости;
  •  Создание сплочённого коллектива учащихся;
  •  Личностный рост учащихся
  •  Принятие учащимися здорового образа жизни, как осознанной необходимости.  


Полное описание опыта смотрите в каталоге файлов