Во внеурочное время я провожу предметный кружок
"Уроки здоровья"
Пояснительная записка.
Предметный кружок ориентирован на младшего школьника и рассчитан на 17 часов. Он знакомит учащихся начальных классов с самым тонким инструментом познания окружающего мира-с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, окружающему миру, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности и многим другим предметам служит самосознанию и самоуважению.
Исходя из цели программы, определена система задач:
· выработка адекватных представлений о сущности здорового образа жизни;
· формирование у школьников ответственности за собственное здоровье;
· ознакомление с органами человека и их функциями, правилами гигиены и безопасной жизни;
· обеспечение физического и психического саморазвития;
· обучение хорошим манерам.
Предлагаемый курс ориентирован не только на усвоение ребенком знаний и представлений. Важнее – конечный результат, когда образ жизни становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия.
Воспитательная система класса.
Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.
1 класс
1 этап развития воспитательной системы.
Проектирование. Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определению перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.
Ключевая идея.
Овладение умениями и навыками самообслуживания, самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности учащихся. Название системы «Самоумейка».
2 класс.
2 этап развития воспитательной системы.
Становление. Особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай, как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
Ключевая идея:
Содействие сплочению классного коллектива.
Задачи:
1. Воспитание уважительного и ответственного отношения друг к другу.
2. Создание условий для общения и совместной деятельности членов классного сообщества.
«Воспитать человека, — подчеркивал А.С. Макаренко, — значит воспитать у него перспективные пути».
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила. Они отражают ценностные ориентации классного сообщества и являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса, которые чаще всего формулируются в виде заповедей жизни в классе.
Заповеди:
ü Не отнимай чужого.
ü Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
ü Играй честно, не подводи своих товарищей.
ü Не дразни никого, не выпрашивай ничего.
ü Будь внимателен везде.
ü Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся
всё делать вовремя и думай только о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
ü Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: «Давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой».
ü Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Модель организации классного коллектива.
Радостный
Отзывчивый
Смелый
Трудолюбивый
Организованный
Коллектив
Наш девиз:
Нас школьная семья недаром породнила,
Мы дружные ребята – и в этом наша сила.
Традиционные дела класса:
ü Кафе именинников.
ü День матери.
ü Весёлые старты.
ü Новогодний утренник.
ü Праздник мам.
Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, в нашей школе отдельные воспитательные дела и мероприятия объединены, систематизированы по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический (разработано на основе концепции М.С. Кагана).
Основным направлением воспитательной системы нашего класса является духовно-нравственно воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
Деятельность, организуемая в классе в этом направлении:
- посещение школьного музея
- участие в акции «Внимание! Ветеран»
- участие в выставках, конкурсах;
- классные часы «Достопримечательности родного села» и «Я люблю тебя, Россия!» и «Односельчане в годы войны», «Урок памяти» многое другое;
Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:
• Посещение семей.
• Родительские лектории, собрания.
• Совместные туристические походы, поездки в театр.
• Организации классных утренников с
приглашением родителей.
• Заседания родительского комитета.
При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.
Третьим этапом развития воспитательной системы является «Стабильное функционирование», в котором активно развиваются самоуправленческие начала. Наш коллектив идёт к этому.
В основу модели самоуправления «Росток» положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса. Постоянные групповые поручения (в каждый отдел у нас входит по 2-3 человека) помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах. Временные поручения выполняются ребятами независимо от группы.